Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
ФГОС третьего поколения предполагает:
1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.
2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
5 июля 2021 года Министерством юстиции России зарегистрированы приказы о введении в действие обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации. Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» открыта горячая линия по вопросам обновления содержания общего образования. Телефон горячей линии – 8 -800- 200-91-85, доб. 7.
Нормативное обеспечение
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Рф от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Департамента образования Ярославской области от 18.01.2022 №13/01-03 "Организация работы по введению обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2021-2022 году" (pdf)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС).
Образовательные программы
- Примерные рабочие программы по учебным предметам- https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
- Конструктор учебных программ-https://edsoo.ru/constructor/
Методические материалы
- Информационно-методические материалы Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования"
- Вебинар о методическом обеспечении ФГОС
- Всероссийские методические видеоуроки
- Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов
- Всероссийские просветительские мероприятия
Памятка для родителей по переходу на новый ФГОС НОО
Памятка для родителей по переходу на новый ФГОС ООО
Памятка для педагогов по переходу на новый ФГОС НОО и ООО
Нормативные документы
-
Федеральный уровень
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (.pdf)
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО (pdf)
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (.pdf)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности. (pdf)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.(pdf)
- Министерство просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»). https://docs.cntd.ru/document/563477108
- Министерство просвещения российской федерации Письмо от 17 сентября 2021 года n 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» https://docs.cntd.ru/document/608968046
- Министерство просвещения от 26.01.2021 г. № ТВ-94/04 " Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы» ( pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы» (pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы» (pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности учащихся основной (pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы» (pdf)
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы» (pdf)
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области от 18.01.2022 №13/01-03 "Организация работы по введению обновлённых ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2021-2022 году"
- Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (.pdf).
- Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
- Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"
- Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
- Региональный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год (.pdf)
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (.pdf)
Муниципальный уровень
- Приказ №127 от 30.12.2021 г. "Об утверждении плана мероприятий "дорожная карта" по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в ОО Некрасовского МР в 2021-2022 уч.г." и план мкроприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 уч.г.
- ГАУ ДПО ЯО " Институт развития образования" Обновленные ФГОС
- Приказ №83 от 18.08.2021 г. "О создании рабочей группы по внедрению и реализации ФГОС НОО и ООО".
- "Положение о рабочей группе по внедрению и реализации ФГОС НОО и ООО" (Приложение №1 к приказу №83 от 18.08.2021 г.)
- Состав рабочей группы по внедрению и реализации ФГОС НОО и ООО"
- Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода МБОУ Никольской СОШ на новый ФГОС НОО и ООО на 2021-2027 годы.
- Приказ №85 от 18.08.2021 г. "Об утверждении дорожной карты по переходу на новые ФГОС НОО и ООО"
- Приказ №36/1 от 30.12.2021 г. «Об организации работы в школе по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся"
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся школы (Приложение к приказу №36/1 от 30.12.2021 г.)
Формирование функциональной грамотности – приоритетная задача ФГОС
Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
- Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
- Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
- Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
- Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
- Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.
БАНКИ ЗАДАНИЙ
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление | |
Платформа электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Инструкция по использованию платформы |
|
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности» |
|
Представлены демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности |
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ
|
Ответственный за данное направление работы в школе Тимина Надежда Владиславовна, заместитель директора по УВР, телефон: +7 (48531)33-6-21
Адрес электронной почты: nikolskoeschool@yandex.ru
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Функциональная грамотность для педагога.
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
- Практикум по решению заданий международных исследований http://школа11н-ск.рф/files/2019-20/praktikum.pdf
- Презентация «Общие подходы к оценке функциональной грамотности учащихся основной школы», автор Г.С. Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО. https://drive.google.com/file/d/1PBrK9KnF79jOIlHSbLTv7nrUl1M8PHc-/view
- Вебинар «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики» (в том числе презентация для скачивания), ведущая О.Б.Логинова, кпн, руководитель центра развития и управления качеством продукта издательства «Просвещение»
- Общие понятия. Примеры заданий. Пособия для учителей. https://events.webinar.ru/event/2564191/2610691/7f1d7157e705cf79d8c52a9c166d4b6c
- Презентация «PISA. Учимся для жизни», автор Колесникова Надежда Борисовна к.п.н., главный редактор АО «Издательство «Просвещение» Как мы выглядим на фоне других стран? Результаты, аналитика. https://drive.google.com/file/d/1bOr73nURtpmk4rZra5ryXWKQ1AGAdSxK/view
- Презентация Г.С.Ковалевой «Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования)». https://drive.google.com/file/d/1sC0SpHyMQp_5qIt-X2hL7R0MEVgNkX-0/view
- Логинова О.Б. Почему в основной школе в сравнении с начальной падает качество образования? Аналитические материалы https://drive.google.com/file/d/14Bm6KC-6vMG_wLKe5sy7--vkfHHh_eo6/view